Шутер от издательства Gaijin Entertainment дорос наконец до этапа открытого бета-тестирования, а значит настала пора рассказать о нем подробнее. Как Darkflow Software удалось превратить сессионный шутер на 20+ человек в масштабный театр войны с сотней участников и насколько изменился проект со времен закрытой беты – рассказываем в обзоре Enlisted....
Шутер от издательства Gaijin Entertainment дорос наконец до этапа открытого бета-тестирования, а значит настала пора рассказать о нем подробнее. Как Darkflow Software удалось превратить сессионный шутер на 20+ человек в масштабный театр войны с сотней участников и насколько изменился проект со времен закрытой беты – рассказываем в обзоре Enlisted.
Шутер Enlisted – еще одна многопользовательская ода событиям Второй Мировой Войны под крылом Gaijin Entertainment. Напомним, что это единственная пока команда, сумевшая достойно конкурировать с чрезвычайно популярной серией проектов Wargaming, подкупив ценителей военной техники альтернативным подходом к симуляции боя и потрясающей красоты игровым движком.
И так уж вышло, что разработка Enlisted тоже пришлась на очередной всплеск популярности тактических шутеров, когда хайп вокруг Red Orchestra и Arma немного поутих, и на сцену, у которой обычно топчется аудитория хардкорных геймеров, выбрались современные дебютанты, вроде великолепной Squad и не менее перспективной Hell Let Loose.
Но Enlisted, несмотря на сосредоточенные лица инженеров, трудящихся над укреплениями и «ралли», и ограниченный запас очков подкреплений, не полезла тягаться с молодыми и злыми конкурентами, равно как и не стала вмешиваться в бесконечную толкотню, которую учинили казуальные великаны Call of Duty и Battlefield, а окопалась где-то посередине и уверенно махнула из окопа аудитории всех вышеозвученных проектов сразу.
Но Enlisted, несмотря на сосредоточенные лица инженеров, трудящихся над укреплениями и «ралли», и ограниченный запас очков подкреплений, не полезла тягаться с молодыми и злыми конкурентами, равно как и не стала вмешиваться в бесконечную толкотню, которую учинили казуальные великаны Call of Duty и Battlefield, а окопалась где-то посередине и уверенно махнула из окопа аудитории всех вышеозвученных проектов сразу.
Основные задачи игры понятны и просты, влиться в процесс ничего не стоит. Две команды в составе около 10 – 12 человек в каждой бьются друг с другом не на жизнь, но насмерть за стратегические позиции, отмеченные на карте. Это может быть наступление и захват для одной, и оборона для другой, может быть бой за удержание областей, но те или иные целевые объекты есть в каждой сессии.
Картинка в Enlisted очень хорошая, а в процессе ЗБТ разработчики провели великолепную работу над оптимизацией игры. И если раньше мне приходилось упрощать тени, отказываться от эффектов высокого разрешения и улучшенных отражений ради более или менее ровного fps, то теперь при максимальных значениях практически каждой опции, даже качества изображения в прицелах, кадры остаются стабильно высокими.
При этом некоторые объекты в Enlisted деформируются под тяжелым огнем, двери и окна разлетаются в щепки, подорванные в бою танки остаются догорать на поле и становятся укрытиями для идущих в наступление солдат, а тела убитых довольно продолжительное время устилают коридоры и грязные, изуродованные гусеничной техникой улицы.
Аркадное управление пестрит приятными возможностями. Например, переключившись на наводчика-танкиста, вы по-прежнему можете управлять одновременно и техникой, и главным оружием, и крупнокалиберным пулеметом. Благодаря мини-карте и иконке, демонстрирующей положение башни относительно корпуса, глядя в телескопический прицел, вы легко ориентируетесь в пространстве.
А пехотинцы умеют выглядывать из-за углов, легко перемахивать через довольно высокие заборы, прятаться в траве и даже ставить оружие на упор. Так, выглянув из окна, вы можете водрузить ствол на раму, уменьшая таким образом разброс при стрельбе, или упасть под союзный танк, уложив секторный ППД на землю, и разить очередями по противникам, рассыпающимся под натиском Т-60.
Но если бы разработчики ограничились только этим, Enlisted не была бы такой уникальной. Главная фишка основного режима игры – система отрядов под управлением игрока. Некоторое время назад мне казалось, что это не столько особенность, сколько ахиллесова пята проекта, но чем дольше я следил за его развитием, чем глубже проникался геймплеем, тем острее убеждался в обратном.
Игроки берут в бой определенное количество пеших полков в составе нескольких человек. Один из них всегда находится под управлением пользователя, а другие следуют за лидером и имитируют бурную деятельность, ложатся, когда главный припадает к земле, и занимают укрытия, когда игрок останавливается.
Боты все еще болванчики, но стрелять наконец научились. Меткостью они не отличаются, интеллектом – и подавно, а единственную доступную игроку команду «контролировать позицию» воспринимают буквально и начинают окапываться в указанной области и активно, но почти безрезультатно отстреливаться.
Большинство разобравшихся в игре участников сессий норовят сберечь резервных солдат, поэтому стараются держать их подальше от активных боевых действий, но стоит командиру немного отдалиться от подопечных, приказ удержания отменяется, и воодушевленные свободой солдаты с криком бросаются на выручку одинокому товарищу.
При этом у каждого из ребят в известном месте припрятано по шилу, поэтому даже попытайся вы удержать их в каком-нибудь доме или за каменной изгородью, уже скоро обнаружите, что солдаты заскучали в укрытии, вышли на огневые позиции и активно гибнут под огнем противника.
Ситуация: вы в окопе, и где-то впереди идет ожесточенный бой. Ваши ребята следуют гуськом за вами до пулеметного дота, где окоп немного расширяется, где можно даже пересидеть артобстрел, и вы оставляете товарищей прятаться, а сами бросаетесь в бой.
Очень скоро, однако, группа военных, сперва покорно проследовавшая за вашим указателем под своды капитального сооружения, вылезет на разведку. Парочка непременно покинет окоп и вступит в перестрелку с прибывающими подкреплениями врага, другие высунут макушки и поймают в них пули, а самый отвязный непременно залезет аж на крышу дота, вытянувшись там во весь рост. Не хватает только флага с указателем, куда именно кидать гранату, чтобы зацепить сразу всех резервных солдат.
И все же нужно отдать им должное. Ребята из полка обычно первыми замечают противника. Именно они, а не другие игроки, прикроют вам спину, когда вы группой вбежите в занятый врагом объект и окажетесь под градом неизвестно откуда свистящих пуль. Если раньше я, спокойно перезаряжая Мосинку, снимал ботов по одному и не опасался ответной реакции, то теперь второй или третий ИИ непременно пустит мне пулю в лоб.
И наконец именно ваш парень, срази вас меткий выстрел снайпера, мгновенно обратится в свирепого мстителя под вашим же управлением, который отлично осведомлен о позиции противника и уже обходит дом, чтобы прикончить и подлого стрелка, и всех его нерасторопных товарищей.
Вот что я хочу сказать: в какой-то момент вы принимаете правила Enlisted, проникаетесь духом войны, и ваши болванчики становятся Сеней Коноваловым, Гавриловым Ромкой, Джони Ричардсом и каким-нибудь Рэйнхардом, которые не раздумывая закроют вас от пули грудью, которых вы защитите от танка, бросившись на него со взрывчаткой и погибнув от огня сопровождающих.
Они будут умирать от собственных необдуманных действий, от глупого, никому не нужного героизма, опьяненные патриотическим рашем или просто сбитые с толку страхом. Жестоко, быстро и атмосферно, утолщая и без того неплохой иммерсив. И в этом определенно что-то есть.
Каждый персонаж в игре настраивается индивидуально, и это еще одна интересная особенность Enlisted. В рамках кампаний вы будете принимать участие в битвах за Москву и Тунис, вторгнетесь в Нормандию и сразитесь за Берлин. Играя за избранную сторону, вы будете получать недоступные до определенного времени отряды, оружие, виды техники и специализации солдат.
Не одними бойцами, снайперами, да танкистами Enlisted полнится. Есть здесь и радисты, и инженеры, и пилоты-истребители, и гранатометчики, и пулеметчики, солдаты с минометами и огнеметами тоже со временем станут доступны. По умолчанию в каждом полку есть ограничения на количество солдат и их специализации, но на это можно повлиять в системе улучшений.
Здесь за специальные жетоны, которые получают отличившиеся в бою отряды, можно не только расширить количество активных бойцов личного состава, но также разблокировать слот, например, для снайпера, и увеличить максимально возможный ранг отряда, который по умолчанию тоже ограничен.
Ранговая система отвечает за пассивные умения бойцов, которые вы выбираете при достижении солдатом определенного уровня. Чем выше его уровень, тем больше он сможет нести пассивных навыков, если ему хватает очков способностей, количество которых уже зависит от его ранга. Сложно немного, но со временем понимаешь, что тут к чему.
Кроме того, у каждого солдата свое снаряжение. Одни слоты, например, под основное оружие или гранату, доступны сразу, а другие, под противотанковые мины, пистолеты или рюкзак, также разблокируются очками отряда в разделе улучшений, равно как и модификация оружия, которое можно улучшать и оснащать дополнительными модулями.
Вместо валюты в игре предусмотрены так называемые запросы – карточки разного уровня качества, которые размениваются на конкретное или случайное снаряжение, оружие или бойца. Лишних солдат можно отправлять в академии, где по истечении определенного срока они получат новый ранг, но вернется один из трех на выбор. А лишнее оружие – разбирать, и улучшать имеющееся, используя полученные запчасти.
Словом, тут очень большой простор для индивидуализации каждого полка, и каждого солдата в этом полку. На ЗБТ в обеспечении были лутбоксы, и ты заранее не знал, какой тип военнослужащего или какое оружие получишь, знал только его ранг. Теперь можно сфокусировать внимание на развитии конкретного полка.
В Enlisted появилась премиум-подписка, которая удваивает получаемый опыт армий, отрядов и бойцов, а также ускоряет обучение солдат в академии и расширяет резерв. Есть здесь и премиальный пропуск с дополнительными наградами за каждый уровень, а также магазин с уникальными отрядами, спрятанный в экран обеспечения – будет куда «задонатить» со смыслом, возникни у вас на то стремление.
Большинство недостатков переехали в ОБТ из закрытых тестов. Это все еще некоторые проблемы с залезанием на объекты, когда ты под обстрелом пытаешься взобраться на лестницу или влезть в окно, а солдат точно соскальзывает и не сразу цепляется, чтобы подтянуться.
Это полное отсутствие кооперации между членами команды. Каждый чудит на свой лад и очень многие, увлекшись войной, забывают отмечать противника и упрямо игнорируют цели, тем самым подводят союзников, оказавшихся в меньшинстве на стратегических позициях.
И это маленькие области карты, которые продолжают выводить меня из себя. Стоит пересечь невидимую границу, и вы будете восприняты системой как дезертир. Сама идея с рамками понятна, она концентрирует войну в нужной области, ускоряет вхождение в ожесточенный бой, но на мой взгляд разработчики немного увлеклись, ограничивая свободу игроков на поле.
Enlisted – прекрасный FPS, если не сказать – отдушина, между совсем уж казуальными шутерами, слишком хардкорными играми и бесчисленным множеством королевских битв. Игрок любого уровня и степени сноровки может получить от нее удовольствие, только одни, более опытные ребята, расслабятся, а для других, менее опытных, Enlisted станет преодолимым челленджем.
Если наскучит основной режим, всегда можно поиграть в одиночный, где вы окажетесь один на один с другими игроками без техники и ботов, а заодно прокачаете любимого бойца, или пойти на стрельбище и «прощупать» каждую пушку в спокойной обстановке.
Enlisted хорошо оптимизирована, современно звучит и выглядит, а также доступна на консолях и ПК совершенно бесплатно. Что еще нужно? Нужно скачать и попробовать самостоятельно. Шанс, что проект Gaijin зацепит вас надолго, довольно высок. Ну а мы будем наблюдать за нововведениями вплоть до релиза Enlisted и тихо надеяться, что однажды солдатам можно будет прокачать не только ранг и пассивные навыки, но и показатель расторопности ИИ.